Научная статья на тему 'Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы'

Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8746
1407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крюкова Татьяна Леонидовна

Статья содержит информацию об исследованиях, проводимых в Костромском государственном университете на протяжении последних десяти лет. Совладающее с жизненными трудностями поведение чечовекарассматривается как сознательное и целенаправленное поведение субъекта. Приводятся критерии принадлежности совладающего поведения субъекту. Раскрываются факторы, детерминирующие выбор человеком способов совладания, закономерности и динамика совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы»

ПСИХОЛОГИЯ СОВПАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Т. Л. КРЮКОВА ПСИХОЛОГИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья содержит информацию об исследованиях, проводимых в Костромском государственном университете на протяжении последних десяти лет. Совпадающее с жизненными трудностями поведение человека рассматривается как сознательное и целенаправленное поведение субъекта. Приводятся критерии принадлежности совладающего поведения субъекту. Раскрываются факторы, детерминирующие выбор человекам способов совладания, закономерности и динамика совпадающего поведения.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Развитие в Костромском государственном университете исследований психологии совла-даюшего поведения за последние десять лет оформилось в новое для отечественной науки самостоятельное научное направление. В центре внимания исследовательской группы костромских психологов (преподаватели кафедры социальной психологии, аспиранты и соискатели, студенты) находятся когнитивно-поведенческие феномены восприятия, переживания и совладания человека с трудными жизненными ситуациями в различных контекстах.

Методологической основой понимания совладающего со стрессом или копинг-новедения (от англ. соре - справляться, совладать) является психология субъекта, методологическое достижение и достояние отечественной психологии (Рубинштейн, 1997, Брушлинский, 1992-

2003, Абульханова, 2000, Знаков, 2005 и др.). Эта научная методология заключается в признании человека активным субъектом многообразных форм произвольной человеческой активности и рассматривается как концептуальная оппозиция «постулату непосредственности», согласно которому внутренняя и внешняя активность человека напрямую детерминируется воздействиями окружающей среды или отдельными психическими функциями. Психология субъекта раскрывает способность человека к само детерминации, самоопределению, саморазвитию.

Развивая и интегрируя понятие совладающее поведение в отечественную науку мы относим его к малоизученным жизнетворческим дарованиям человека или его конструктивным силам

(К.А. Абульханова), инициирующим направленную на мир и самого себя преобразующую активность. Выделяют пять основных задач копин-га как особого адаптивного поведения: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности, деятельности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного «образа Я», уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми (Лазарус, Фолкман, 1984).

«Многие люди замечательно устойчивы и даже процветают перед лицом невзгод. Они действуют, смотря в лицо опасности, преодолевают большинство жизненных кризисов и ведут плодотворную жизнь. Как такое возможно? Ответ на этот вопрос является достойной наградой, чтобы за ней гнаться», - пишет Рудольф (Moos R.II., 1994). Попытки ученых найти решение поставленной современным исследователем совладающего поведения проблемы привели к двум важным выводам. Во - первых, в промежутке между стрессом и ответом на пего находятся процессы совладания со стрессом (coping processes) (Lazarus, R. 1988), во - вторых, то, каким способом люди совладают со стрессом (преодолевают или избегают или терпят), в целом, даже более важно для социального функционирования, здоровья и т.д., чем природа стрессора, частота его воздействия и т.д. Разрабатываемый с конца семидесятых годов прошлого века в Калифорнийском университете (Беркли) Ри-

©Т.Л. Крюкова, 2008

147

чардом Лазарусом и его научной группой когнитивный подход привел к тому, что теория со-нладающего поведения в западной науке заняла центральное место в современной теоретической модели стресса и эмоций. В 2007 года база данных Национального института здоровья США содержала около 70000 ссылок по проблеме совладаюхцет поведения.

Концепция копинга-совладания создается в российской психологии с 90-х лет 20-го века, столкнувшись с немалыми трудностями методологического и методического уровня, что является отражением реальной сложности поведения человека в стрессовой ситуации. Психология совладающего поведения как самостоятельная область психологических исследований в российской научной психологии становится популярной, что подтвердила Первая международная научно — практическая конференция, прошедшая в 2007 году в Костроме (Психология совладающего поведения, 2007). На ней было представлено более 220 материалов из 40 регионов России и зарубежья. Что же предшествовало этому?

Начиная с 1999, сначала в рамках исследовательских проектов, поддерживаемых Российским гуманитарным научным фондом, в КГУ им, Некрасова начались исследования психологических закономерностей совладающего поведения. Костромские исследователи идентифицировали совладающее поведение как поведение субъекта, внесли вклад в раскрытие ею сущности и закономерностей; обосновали собственный подход к пониманию данного вида адаптивного поведения; выделили совокупность факторов выбора способов совладания человеком (Крюкова, 1999-2008; Сапоровская, 2002, Хазова, 2002, Куфтяк, 2004 и др.). Данные исследования защищены как диссертации, в основном, в рамках специальностей «психология развития» и «социальная психология»: психология совладающего поведения в разные периоды жизни (докт. дисс., Крюкова Т.Л., 2005); детско-родительские - отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников (Сапоровская М.В., 2002); совладающее поведение одаренных старшеклассников (Хазова С.А., 2002), совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей (Куфтяк Е.В., 2004), совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери (Подобина О.Б., 2004); защитное и со-

владающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса (Гущина Т.В., 2005), совладающее поведение в семье на разных этапах ее жизненного цикла (Белорукова Н.О., 2005), совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями (Голубева М.С., 2006), оптимизм и пессимизм в совпадающем поведении в юношеском возрасте (Замышляева М.С., 2006) и др. Кроме того, данная проблематика нашла отражение в студенческих исследованиях: около 80 квалификационных работ выпускников-психологов посвящены различным аспектам психологии совладания. Среди последних наиболее интересные результаты получены А.А. Зенько (психология совладания со стрессом на рабочем месте), В.А. Смирновой (совладающее поведение мужчин, впервые ставших отцами), Н.Н. Крюковой (шопинг как совладающее поведение) и др.

Исследования, проведенные нами в 1999 -2008 гг., позволили обосновать новый взгляд на процесс социальной адаптации, важной стороной которой у здоровых людей выступает совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение. Наиважнейшим критерием трудности ситуации, инициирующей выбор копинг-поведения, является для нас субъектив-

ное восприятие человеком. Трудные ситуации мы рассматриваем также по объективной шкале -от травматичных до ежедневных жизненных трудностей (микрострессоров) но Р. Лазарусу и К. Олдвин (1994).

Мы рассматриваем совладающее поведение с точки зрения личностного развития, благополучия, ресурсов, адаптации и развития человека. Нам удалось доказать, что существует особый вид социального поведения человека, поведения, обеспечивающего, либо разрушающего его здоровье и благополучие. Наш подход к исследованию совладающего поведения рассматривает его как поведение субъекта, поскольку механизмы совладания используются человеком сознательно и целенаправленно. Совладание со стрессом (трудной ситуацией) детерминируется рядом факторов: диспозиционным (личностным), динамическим (ситуационным), социокультурным (экологическим) и регулятивным, КРИТЕРИИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТА

Совладающее поведение определяется нами как поведение, позволяющее субъекту с помо-

щью осознаштых действий способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Это сознательное поведение, направленное на активное взаимодействие с ситуацией — изменение ситуации (поддающейся контролю) или приспособление к ней (если ситуация не поддается контролю). Если субъект не владеет этим видом поведения, возможны неблагоприятные последствия для его продуктивности, здоровья и благополучия (Крюкова, 2004).

Главным отличительным признаком совла-дающего поведения являются его субъектные характеристики. Это открывает возможность изучать поведение, деятельность как опосредованные внутренним миром человека, его субъектными выборами и предпочтениями, его активным построением модели окружающего мира (Сергиенко, 2007).

К критериям совладания как поведения субъекта мы относим, прежде всего, его осознанность (отличие данного вида поведения от ре-акгивного и защитного поведения). Понятие выбора человеком способа действий в ситуации стресса является критериальным для специфики этого вида поведения и ключевым для понимания осознанности совпадающего поведения. К другим критериям относятся: целенаправленность; конро/шруемость (способствующие устранению, преобразованию или приспособлению к трудной ситуации); неразрывная связанность и направленность на трудную (стрессовую) ситуацию - адекватность ситуации, моменту времени (своевременность); регуляция уровня стресса; значимость последствий выбора данного поведения для психологического благополучия субъекта; социально-психологическая обусловленность совладания (принадлежность как индивидуальному, так и групповому субъекту); возможность обучения этому виду поведения, подготовка, «закаливание» перед жизненными трудностями.

Совладающее поведение, по нашему убеждению, не есть пассивное отражение качеств личности и особенностей жизненной ситуации, с шторой столкнулся человек, но это зеркало его субъектной активности. Совладание либо задается человеком как субъектом своего поведения (по К. А. Абульхановой, личность имеет «жизненную способность удерживать себя в качестве субъекта своей жизни»), либо - в случае неспо-

собности человек превращается в пассивное существо, «плывущее по течению» (Абульханова, 2000, с. 17-18). Такие люди, оставаясь личностями, перестают быть субъектами и становятся «исполнителями», производными от своего способа поведения. К.Г. Юнг обозначил эту дихотомию ярко и метафорично: человек, по его мнению, способен преодолеть совершенно невозможные трудности, но «терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признать, что играет роль в “сказке, рассказанной идиотом^» (1965/1996. с. 298).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГ'О ПОВЕДЕНИЯ

В наших обширных эмпирических исследованиях были выявлены закономерности совла-дающеш поведения, в частности, описаны его изменения в разные периоды жизни (Крюкова, 2004, 2005). Формирование совладания в онтогенезе - это научение любому поведению, связанному с выживанием, включая попытки спасти, защитить себя, выдержать, вытерпеть, в некоторых случаях спрятаться (даже не приводящие к положительному результату). Активное развитие стиля совпадающего поведения происходит в подростковом и юношеском возрасте в условиях активного взаимодействия с родителями и сверстниками (Хазова, 2002). У взрослых формирование этого поведения связано, прежде всего, с расширением репертуара и повышением гибкости в применении качественно более совершенных способов совладания. Взросление, развитие самопознания и владения собой способствует усложнению совладающего поведения.

Положительная динамика совладающего поведения субьекга заключается в увеличении с возрастом продуктивных (ориентированных на действия по разрешению трудной ситуации) и снижении непродуктивных стилей и стратегий совладания (деструктивных форм разрядки). Снижение уровня субъектности и адекватности поведения человека или группы приводит к росту непродуктивного совладания, или несовлада-ния, с трудной ситуацией.

Разделение копинг-стратегий на продуктивные и непродуктивные введено в рамках клинической психологии: у больных людей непродуктивными считаются стратегии, которые ухудшают их состояние, увеличивают симптоматику. Диагностировать продуктивность - не ироду к-

Педагогика. Психология. Социальная работа, Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008

149

тивность копинга у здоровых испытуемых не всегда легко. Тем не менее, в ходе исследования поведения людей в типичных трудных ситуациях (начало супружеской жизни, адаптация к школьному обучению, университету и первым экзаменам, безработица) оказалось, что те, у кого преобладают пассивные или паллиативные способы поведения в трудных ситуациях, требующих своего разрешения при помощи действия, чаще оказывались неуспешными. В то же время в других ситуациях, например, после развода, эмоционально-ориентированные способы были достаточно продуктивны по критериям улучшения состояния и улучшения внешних показателей адалтированности (повышения результативности деятельности).

Среди других закономерностей можно назвать следующие: эмоционально-ориентированное совладание в большей мере предсказывается диспозиционными (относящимися к доминирующим индивидуально-психологическим и личностным стилевым качествам; от лат. сИзройШо - расположение) детерминантами субъекта, например оптимизмом-пессимизмом (Голубева, 2006; Замышляева, 2006). Выраженность и частота выбора проблемно-ориентированного копинга в большей степени зависит от социокультурных (и социально-психологичес-ких) факторов. Вместе с тем именно проблемно-ориентированный стиль совладания является предиктором успешности деятельности и уровня адалтированности человека (Белорукова, 2005; Гущина, 2005).

Оказалось, что диспозиционные переменные (прежде всего такие, как тревожность, нейро-тизм, уровень депрессивно сти, интернальность— экстерна л ьностъ, оптимизм-пессимизм, а также характеристики самоотношения) связаны (корреляционными отношениями) с выбором субъектом способа совладания. В то же время именно социокультурные переменные (принадлежность к определенной культуре, тип межличностных отношений, гендерная идентичность, уровень получаемой социальной поддержки и др.) боль-ше влияют или определяют выбор человеком ко-пинг-стратегий (диапазон количества значимых коэффициентов регрессии от 40% в гендерных исследованиях до 100% влияния родительских установок) (Крюкова, 2004, с. 274). Сложнее и неопределеннее детерминация копинга, ориентированного на избегание, - это одна из перс-

пективных линий исследования.

Существенное влияние социокультурных переменных на выбор субъектом способов совла-дания, установленное в наших исследованиях (Замышляева, 2006; Крюкова, 2004; Куфтяк, 2004; Петрова, 2006; Сапоровская, 2002 и др.), неслучайно. Активность субъекга разворачивается в пространстве объектов культуры и социального взаимодействия с другими людьми. Опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором человек дает себе отчет, и который содержит иерархию значимых для него социальных установок, ценностей, отношений и смыслов, составляет субъектный опыт личности. Именно он способствует или препятствует эффективным способам организации активности, обеспечивающей внутреннюю спонтанную активность самодетерминации, осмысленную С.Л. Рубинштейном, А.В. Брушлинским и др. Он же помогает организовывать межличностные отношения, включаться в жизнедеятельность социальных групп, творчески модифицировать усвоенные регуляторные механизмы в социальном поведении. Социокультурный фактор совладания рассматривается нами через востребованность как интра-, так и интериндивидуальных, социально-психологических качеств субъекта, т.е. некоторых особенностей его межличностных отношений и социального взаимодействия. Мы относим к социокультурному фактору выбора человеком способов совладания с трудностями социальную психологию совладания. Это социальное взаимодействие и межличностные отношения в семье - детско-родительские, супружеские; дружеские, профессийнально-деловые отношения; культурный и межкультурный контекст как самостоятельная детерминанта успешного/ неуспешного совладания. Предпринята попытка различить конинг-поведение индивидуального и группового субъекта (Журавлев, 2002), что находит дальнейшее развитие в исследованиях Е.В. Куфтяк и сотрудников кафедры специальной и коррекционной педагогики и психологии.

В исследованиях 2005-2007 гг. мы целенаправленно рассматривали явление социального «наследования» и сфере совладающего поведения как передачи и присвоения меж по коле иного опыта (Сапоровская М.В., Петрова Е.А., Гущина Т.В,). В основе этого процесса лежит меж-поколенное взаимодействие как межличностные и межгрупповые отношения представителей раз-

ных поколений. Важно подчеркнуть, что передача и усвоение социального опыта может быть специально организованным процессом, основой которого является обучение и воспитание, а может и не быть специально организованным. Т.е. передача социального опыта осуществляется в непосредственном общепии взрослых и детей через механизмы подражания и идентификации. Это дает основание заявить о возможности межпоколенного «наследования» способов совладающего поведения в семейной группе, и рассматривать этот процесс как передачу и присвоение семейных моделей копинга, усвоение опыта, знаний, умений, навыков и качеств совпадающего (или несовпадающего) с трудностями человека (Сапоровская, 2002, 2007; Крюкова, 2004). В зависимости отгого, что лежит в основе этого процесса (обучение и воспитание или подражание и идентификация), социальное «наследование» кони ига мы изучаем в контексте экологического (социокультурного) или регулятивною факторов совпадающего поведения субъекта.

Нами установлено, что совпадающее поведение родителей и детей как в дисфункциональных (Куфтяк, 2004; Гущина, 2005), так и в нормально функционирующих семьях (Белорукова, 2005) имеет специфические для каждой группы обшие характеристики, причем совладающее/не-совладающее поведение в дисфункциональной семье выражено ярче, что оказалось связанным с более высоким уровнем переживаемого ею стресса. Каждая конкретная личность не просто усваивает опыт семейной группы, но в силу индивидуальных особенностей, субъективно преобразовывает «чужой», приобретая собственный опыт совладания с трудностями. Полученные результаты мы рассматриваем как подтверждение перспективности дальнейшего изучения психологического механизма межпоколенного “наследования” копинга в семье.

Рассматривая вклад личности в успех совладания с трудностями, мы обнаружили, что условно продуктивные (например, проблемно-ориентированный) и менее продуктивные (например, избегание или паллиативный) стили совладеющего поведения обусловлены различным уровнем сложности личностных качеств. Так, оказалось, что более сложные и обобщенные переменные (самоотношеиие, жизненные смыслы, ответственность) предопределяют выбор и силь-

нее соотносятся с проблемно-ориентированным стилем совладания. Выявлено также, какие качества, напротив, имеют тенденцию снижать уровень продуктивности совладающего поведения: это уровень депрессивности, тревожность, пессимизм, слабость Эго (Крюкова, 2005, с. 158-160).

ДИНАМИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

Важной закономерностью функционирования копинга, выявленной Р. Лазарусом и др., является то, что характеристики совладания изменяются в процессе развития самой трудной (стрессовой) cmyaiщи. Совладеющее поведение имеет собственную динамику и может трансформироваться по мере изменения требований ситуации к человеку, либо собственных изменений субъекта в ситуации. Это с очевидностью показано в лонгитюдном исследовании О.Б. Подоби-пой (2005) динамики выбора различных стратегий и стилей совладающего поведения беремен-ными женщинами на разных этапах принятия ими материнской роли. Взросление, развитие самопознания и владения собой изменяет само совладение в сторону увеличения его субъектнос-ти. Динамика совладания может быть более или менее непротиворечивой, либо более соответствовать внешним критериям успешного совладания. Так изменения копинга у женщин от беременности к материнству более определенны по сравнению с динамикой совладания, зафиксированной в исследовании стресса в ситуации экзамена в вузе (Крюкова, 2004, с. 185-189). Способность изменять трудную ситуацию, не быть ее «пленником» чрезвычайно важна, так как это увеличивает возможности человека действовать в кризисе. Регуляция и укрепление совпадающего поведения возможны на основе способности субъекта к обучению навыкам совладания.

В трудной жизненной ситуации человек одновременно использует несколько разноуровневых осознанных видов поведения: простые единичные копинг-действия, детерминированные спецификой ситуации; коттг-стратегии (конкретные образы действий, например, дистанцирование или поиск социальной поддержки), ко-путг-стили (группы стратегий, близких по смыслу, например, приближение-удаление от стрессовой ситуации) (Голубева, 2006; Крюкова, 2005). Субъект может предпочитать один из способов совладания, наиболее продуктивный в коп*

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008

151

кретном контексте на какое-то время, одновременно допуская применение других. Это означает, что процесс совладания с трудной ситуацией (стрессом) недизъюнктивен (Брушлинский, 2003), непрерывен до момента ее разрешения или приспособления к ней. Стиль совпадающего поведения имеет специфику, связанную с многоальтернативным выбором способа поведения при стрессе. Он является когнитивно-поведенческим образованием, не менее важным, чем индивидуальный стиль. Стиль совладающего поведения - это полноценная составляющая более интегративного явления - стиля человека.

В 2008 году в рамках проекта РГНФ (08-06-00679а) нами начато новое исследование социальных представлений, установок (межкультур-ных и межэтнических), входящих в образ человека другой страны и образ человека своей страны, которые детерминируют эффективность межкультурной коммуникации и адаптации как когнитивно-поведенческого феномена. Мы предполагаем выявить потенциальные трудности и барьеры межкультурного диалога, а также ресурсы совладающего поведения его участников, создать программы развития ко пинг-павы ко в для диалога с иными культурами.

ДИАГНОСТИКА СОВЛАДАНИЯ

Развитие исследований совладающего поведения в России в последние два десятилетия тормозилось из-за отсутствия адекватных инструментов измерения стратегий и ресурсов совладающего поведения. Нами была проведена трудоемкая работа по адаптации трех зарубежных методик диагностики совладающего поведения. Мы также убедились в том, что изучать когнитивно-поведенческую сферу субъекта возможно только одновременно с изучением феноменологии его переживаний при помощи комплекса психодиагностических технологий, сочетающих количественные и качественные методы анализа. Так нами впервые были адаптированы для русскоязычной выборки известные зарубежные методики: многомерные опросники (шкалы) измерения совладающего поведения “Юношеская ко-пинг-шкала” (Adolescent Coping Scale) Э. Фрай-денберг и Р. Льюиса, опросник “Копинг-поведе-иие в стрессовых ситуациях” (Coping Inventory for Stressful Situations) H.C. Эндлера и Дж.Д.А. Паркера, “Опросник способов совладания” (Ways of Coping Questionnaire) P.С. Лазаруса и

С. Фолкман. На их основе созданы опросники для надежного количественного измерения совладающего с трудностями поведения для испытуемых разных возрастов (Крюкова, 2004,2007).

Так как совладающее поведение понимается нами как поведение субъекта, то даже в случаях деструктивного совладания или несовлада-ния, совладающее поведение не перестает быть поведением субъекта. Это относится, например, к случаям, когда человек прибегает к самодест-руктивным или самопоражающим стратегиям (зависимое от алкоголя и наркотиков поведение, суицид). Результаты проводимой нами работы свидетельствуют о неограниченных возможностях использования совладающего поведения в сфере образования, психологии и психотерапии, профессиональной деятельности и т.п. Поведение человека в трудной жизненной ситуации сложно и имеет неоднозначные эффекты и последствия. Это приводит к необходимости развития социально-ценных навыков совладания, созданию программ обучения копинг-навыкам. В ряде случаев людям требуется профессиональная помощь, чтобы по-новому увидеть свое собственное поведение в трудной ситуации, развить, приобрести адекватные изменяющейся ситуации способы совладания с трудностями. В этом состоит одна из важных задач деятельности педагогов, психологов, социальных работников, врачей, психотерапевтов и других специалистов помогающих профессий, сопровождающих адаптационные процессы личности и группы. В фокусе нашего внимания в последнее время находятся жизненные трудности и совладание с ними у людей и семей, относящихся к разным уровням социального благополучия. Мы разрабатываем новые процедуры измерения как жизненных стрессоров, так и социальных ресурсов в качестве предупреждения несовладания со стрессом.

Жизненно необходимые навыки совладания являются залогом благополучия, позитивной человеческой психологии и здоровья. Цельный субъект, интегрирующий все виды деятельности и все виды активности, способен быть независимым, самостоятельно совладающим с жизнью творцом, а не продуктом собственной биографии, что и составляет его сущность — творческую, нравственную, свободную (Брушлинский, 2003, с. 213).

Библиографический список

1. Абулъханова К.А. Рубишитейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А. В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.И. Дружинин. - М.: Академический проект, 2000. - С. 13-26.

2. Белорукова И.О. Семейные трудности и психологическое совладание с ними на разных этапах жизненного цикла семьи: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2005.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта. - СПб.: Алетейя, 2003.

4. Голубева М.С. Совладеющее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: Дисс. ... канд. психол. наук. — Косгрома, 2006.

5. Гущина ТВ. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2005.

6. Журавлев А.Л. Психология коллективного субъекта / Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинс-кого, М.И. Воловиковой. - М.: ПЕР СЭ, 2002. -С. 51-81.

7. Замыгиляева М.С. Оптимизм в структуре психологического совладания личности: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2006.

8. Знаков В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

9. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три конинг-шкалы. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

10. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Монография. - Кострома: Авантитул,

2004.

11 .Крюкова Т.Л., Петрова Е.А. Семейные ресурсы совладающего поведения: значение прародителей и предков // Психология и практика: Сб. науч. статей / Под ред. Т.Л. Крюковой, С.А. Хазовой - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Не-

красова, 2006. - С. 12-23.

12.Куфтяк R.B. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: Дисс.... канд. психол. наук. — Кострома, 2004.

13 .Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Дисс. ... канд. психол. наук. — Кострома, 2005.

14. Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-иракт. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. -Кострома, 2007.

15. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997.

16. Сапоровская М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2002.

] 7. Сапоровская М.В. Межпоколеннос наследование совладающего поведения в семье // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007. С. 409-411.

18.Сергиенко Е.А. Субъектная рефляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения: Материалы междунар. науч.-практ. конференции / Отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. - Кострома, 2007. С. 64-66.

19.Хазова С.А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2002.

2d. Юнг КГ. Проблемы души нашего времени / Предисл. А.В. Брушгтинского. - М.: Про-гресс-Универс, 1996.

2\.Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal and Coping. N.Y.: Springer Publishing House, 1984.

22. Moos R. Development and application of new measures of life stressors, social resources, and coping responses // European Journal of Psychological Assessment. 1995; 11: 1-13.

М. В. САПОРОВСКАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ

В статье раскрываются социально-психоло- дительские отношения являются фактором статические механизмы развития совладающего по- новления и развития стилевых характеристик сове дения детей в семье. Показано, что детско-ро- владающего поведения в детей и подростков. Со-

©М.В. Сапоровская, 2008

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.